воскресенье, 20 января 2013 г.

Бизнес и политика народных избранников



ПОЛИТИКА

Сергей Высоцкий

Что собой представляют парламентарии Киргизии, которые издают законы республики для народа? Прежде всего – это знающие свое дело деловые люди, которых выдвинул и за которых проголосовал народ.

В общественных науках нет единого понимания парламентаризма. Существуют разные его оценки как формы политического режима, формы правления, института народного представительства, политологической категории или системы, учения о парламенте и т.д. Все это свидетельствует о сложности парламентаризма как социально-политического и правового явления.


Исходя из разных оценок, условно можно утверждать, что под парламентаризмом подразумевается система государственного управления, где существует разделение ветвей власти при привилегированном положении парламента.

Во избежание методологических ошибок, связанных с неверным толкованием парламентаризма, во-первых, форма правления государства определяется не местом в системе государственной власти - парламента, а местом и ролью в этой системе главы государства. Во-вторых, понятие «доминирование» парламента носит условный характер. Суть в том, что парламент в силу своей природы и особенностей организации не может доминировать над исполнительной властью, которая в лице Президента или Премьер-министра сильнее любого, даже самого сильного парламента. Надежда, что парламент может всеми управлять и командовать – не более чем иллюзия. В парламентской системе главной политической фигурой является Премьер-министр.

В Киргизии депутаты Жогорку кенеша якобы занимаются изданием законов для улучшения жизни народа, проживающего в республике.

Всё это напоминает недавнее прошлое республики. Но, даже если взять предвыборную гонку первого Президента Киргизии Аскара Акаева, где он пообещал в кратчайшие сроки своего правления дать электроэнергию в каждый дом, в каждую семью, вокруг озера Иссык-Куль пустить троллейбусы и минимизировать плату за электричество и с этой целью обещал увеличить мощности кабельного завода в с. Каинда, обещание осталось невыполненным до сих пор.

С тех пор прошло немало времени. Аскар Акаев вместе с женой Майрам Акаевой, не исполнив своих обещаний, несмотря на присягу служить своему народу, 24 марта 2005 года бросил своих соотечественников и, покинув страну, переменил ПМЖ, возможно посчитав, что жить в России лучше, чем в Киргизии, обосновавшись в Подмосковье.

Первый Президент Киргизии предоставил возможность править страной Курманбеку Бакиеву, который будучи Премьер-министром, временно стал исполнять обязанности главы государства до внеочередных президентских выборов, где и одержал убедительную победу. В Правительство государства стали назначаться в основном бизнесмены и сторонники нового Президента.

2 августа 2009 года прошла инаугурация, на которой Курманбек Бакиев присягнув служить своему народу, официально вступил в должность Президента Киргизии, также пообещав своим соотечественникам улучшение жизни.

Осенью 2009 года Курманбеком Бакиевым было сформировано Центральное Агентство по развитию, инновациям и инвестициям, которое возглавил его сын Максим Бакиев. Тогда же правительством в два раза увеличены налоги на коммунальные платежи. В январе 2010 года был установлен налог на сотовые переговоры (2 цента с каждого звонка). Как утверждает оппозиция республики, данный налог направлялся напрямую на счета ОАО «АзияУниверсалБанк», принадлежащие Максиму Бакиеву, который таким образом овладел средствами в размере 5 миллионов долларов США.

Но 7 апреля 2010 года Курманбек Бакиев бежал из столицы в Джалал-Абадскую область, а затем 16 апреля через казахстанский город Тараз, 19 апреля в Белоруссию, возможно посчитав, как и первый президент Киргизии, что жить за рубежом лучше, чем в Киргизии. 8 февраля 2012 года в белорусских СМИ появилась информация о том, что Курманбек Бакиев получил белорусское гражданство и приобрел недвижимость на окраине Минска. Этого же мнения, возможно, придерживается и его сын Максим Бакиев, проживая сейчас в Англии.

Сегодня в Киргизии, начиная с 2010 года работает V внеочередной созыв Жогорку кенеша, состоящий из 120 депутатов, избранных по пропорциональной избирательной системе. Хочется, как и в 1995 году, поставить жизненно важный вопрос – когда же народ Киргизии начнет жить лучше? Ведь начиная с I созыва Жогорку кенеша (1995 г.), когда приступили к работе первые народные депутаты ЖК КР, в республике началось без предупреждения отключение света, часто прекращается подача воды, в областном городе Каракол многие многоэтажные дома остаются без отопления.

Кто же создает для народа жизненно важные правила, и по каким критериям вообще создаются законы Киргизии? И сколько вообще на это тратится народных финансовых средств?

По данным исследования, проведенным Правозащитным Центром «Граждане против коррупции», обнародованным 10 декабря 2012 года, выяснилось, что сегодня в парламенте есть депутаты прошлых созывов (15%), что говорит об уровне их профессионализма. Несмотря на разнообразный состав депутатов, начиная с I созыва наблюдается тенденция роста удельного веса чиновников и бизнесменов, который в V созыве почти достиг двух третьих – 62%. До выборов в Жогорку кенеш, народные избранники – депутаты в основном занимались бизнесом (31%) и являлись государственными служащими (+31%). Так что же изменилось за эти 17 лет? У власти также бизнесмены, народ также временами живет без света и воды, многие живут на скромные доходы, порой не дотягивающих до прожиточного минимума. Это свидетельствует, что даже после 2-х т.н. «демократических революций» в Киргизии продолжается процесс бюрократизации и олигархизации власти. Известно, что высокий удельный вес чиновников и богатых предпринимателей делает парламент глухим к народным чаяниям, а депутаты-бизнесмены и чиновники довольно часто занимаются лоббированием своих интересов.

Анализ деятельности депутатов ЖК КР по фракциям позволяет увидеть существенное превосходство одной из групп. Так, во фракциях доминируют следующие группы: «Ата-Журт» - госслужащие (54%), в «Республике» представители бизнеса (48%), в «Ар-Намысе» госслужащие (48%), в СДПК представители бизнеса (42%). Фракция «Ата-Мекен» выделяется большей разновидностью; доминирование наиболее многочисленных групп (представители бизнеса и преподаватели – по 28%) выражено не так существенно.

С точки зрения наличия во фракции политиков со стажем, имеющих опыт парламентаризма, выделяются «Ата-Журт» (21%), СДПК (19%), и «Ата-Мекен» (17%), где наиболее широко представлены депутаты парламента и местных кенешей прошлых лет.

В целом, исходя из того, представителями каких секторов представлены фракции, имеется большая вероятность, что фракции от «Ата-Журта» и «Ар-Намыса» будут более чувствительны и активны в продвижении интересов госслужащих, а СДПК и «Республика» - бизнесменов.

Насколько депутаты ЖК КР близки к народу (своим избирателям) остается только исходить их фактов. Так, в 2013 году вновь планируется повышение цен на газ (тарифы на газ устанавливает Департамент по регулированию топливно-энергетического комплекса при Минэнерго (http://www.knews.kg/ru/econom/26249/).) и электроэнергию (Министерство энергетики и промышленности предложило три варианта повышения тарифов: до 1 сома, на 1 сом 65 тыйынов и на 2 сома 5 тыйынов (http://www.knews.kg/ru/econom/19233/).), в Караколе – повышение цен на использование воды (http://vsvkyrg.kloop.kg/?p=8959), а в Прииссыккулье до сих пор дороги в ухабах и нет троллейбусов.

В итоге, можно констатировать, насколько и кому можно доверять из депутатов ЖК КР, если некоторые из них, перейдя порог здания парламента, забывая о жизненном уровне своих избирателей, преследуют чисто свои интересы в развитии собственного бизнеса.

В материале использовался отчет «Жогорку кенеш: вопросы эффективности и прозрачности» Правозащитного Центра «Граждане против коррупции».






Комментариев нет:

Отправить комментарий