ПОЛИТИКА
Сергей Высоцкий
Что собой представляют парламентарии Киргизии, которые издают законы
республики для народа? Прежде всего – это знающие свое дело деловые люди, которых
выдвинул и за которых проголосовал народ.
В общественных науках нет единого понимания парламентаризма. Существуют
разные его оценки как формы политического режима, формы правления, института
народного представительства, политологической категории или системы, учения о
парламенте и т.д. Все это свидетельствует о сложности парламентаризма как
социально-политического и правового явления.
Исходя из разных оценок, условно можно утверждать, что под
парламентаризмом подразумевается система государственного управления, где
существует разделение ветвей власти при привилегированном положении парламента.
Во избежание методологических ошибок, связанных с неверным толкованием
парламентаризма, во-первых, форма правления государства определяется не местом
в системе государственной власти - парламента, а местом и ролью в этой системе
главы государства. Во-вторых, понятие «доминирование» парламента носит условный
характер. Суть в том, что парламент в силу своей природы и особенностей
организации не может доминировать над исполнительной властью, которая в лице
Президента или Премьер-министра сильнее любого, даже самого сильного
парламента. Надежда, что парламент может всеми управлять и командовать – не более
чем иллюзия. В парламентской системе главной политической фигурой является Премьер-министр.
В Киргизии депутаты Жогорку кенеша якобы занимаются изданием законов
для улучшения жизни народа, проживающего в республике.
Всё это напоминает недавнее прошлое республики. Но, даже если взять
предвыборную гонку первого Президента Киргизии Аскара Акаева, где он пообещал в
кратчайшие сроки своего правления дать электроэнергию в каждый дом, в каждую
семью, вокруг озера Иссык-Куль пустить троллейбусы и минимизировать плату за
электричество и с этой целью обещал увеличить мощности кабельного завода в с.
Каинда, обещание осталось невыполненным до сих пор.
С тех пор прошло немало времени. Аскар Акаев вместе с женой Майрам
Акаевой, не исполнив своих обещаний, несмотря на присягу служить своему народу,
24 марта 2005 года бросил своих
соотечественников и, покинув страну, переменил ПМЖ, возможно посчитав, что жить
в России лучше, чем в Киргизии, обосновавшись в Подмосковье.
Первый Президент Киргизии предоставил возможность править страной Курманбеку
Бакиеву, который будучи Премьер-министром, временно стал исполнять обязанности
главы государства до внеочередных президентских выборов, где и одержал
убедительную победу. В Правительство государства стали назначаться в основном
бизнесмены и сторонники нового Президента.
2 августа 2009 года прошла
инаугурация, на которой Курманбек Бакиев присягнув служить своему народу, официально
вступил в должность Президента Киргизии, также пообещав своим соотечественникам
улучшение жизни.
Осенью 2009 года Курманбеком Бакиевым было сформировано Центральное
Агентство по развитию, инновациям и инвестициям, которое возглавил его сын Максим Бакиев. Тогда же правительством в два
раза увеличены налоги на коммунальные платежи. В январе 2010 года был
установлен налог на сотовые переговоры (2 цента с
каждого звонка). Как утверждает оппозиция республики, данный налог направлялся
напрямую на счета ОАО «АзияУниверсалБанк», принадлежащие Максиму Бакиеву,
который таким образом овладел средствами в размере 5 миллионов долларов США.
Но 7 апреля 2010 года Курманбек Бакиев бежал из столицы в Джалал-Абадскую область, а затем 16 апреля
через казахстанский город Тараз,
19 апреля в Белоруссию, возможно посчитав, как и первый президент Киргизии, что
жить за рубежом лучше, чем в Киргизии. 8 февраля 2012 года в
белорусских СМИ появилась информация о том, что Курманбек Бакиев
получил белорусское гражданство и приобрел недвижимость на окраине Минска. Этого
же мнения, возможно, придерживается и его сын Максим Бакиев, проживая сейчас в
Англии.
Сегодня в Киргизии, начиная с 2010 года работает V внеочередной созыв
Жогорку кенеша, состоящий из 120 депутатов, избранных по пропорциональной
избирательной системе. Хочется, как и в 1995 году, поставить жизненно важный
вопрос – когда же народ Киргизии начнет жить лучше? Ведь начиная с I созыва
Жогорку кенеша (1995 г.), когда приступили к работе первые народные депутаты ЖК
КР, в республике началось без предупреждения отключение света, часто прекращается
подача воды, в областном городе Каракол многие многоэтажные дома остаются без
отопления.
Кто же создает для народа жизненно важные правила, и по каким критериям
вообще создаются законы Киргизии? И сколько вообще на это тратится народных
финансовых средств?
По данным исследования, проведенным Правозащитным Центром «Граждане
против коррупции», обнародованным 10 декабря 2012 года, выяснилось, что сегодня
в парламенте есть депутаты прошлых созывов (15%), что говорит об уровне их
профессионализма. Несмотря на разнообразный состав депутатов, начиная с I
созыва наблюдается тенденция роста удельного веса чиновников и бизнесменов,
который в V созыве почти достиг двух третьих – 62%. До выборов в Жогорку кенеш,
народные избранники – депутаты в основном занимались бизнесом (31%) и являлись
государственными служащими (+31%). Так что же изменилось за эти 17 лет? У власти
также бизнесмены, народ также временами живет без света и воды, многие живут на
скромные доходы, порой не дотягивающих до прожиточного минимума. Это свидетельствует,
что даже после 2-х т.н. «демократических революций» в Киргизии продолжается
процесс бюрократизации и олигархизации власти. Известно, что высокий удельный
вес чиновников и богатых предпринимателей делает парламент глухим к народным
чаяниям, а депутаты-бизнесмены и чиновники довольно часто занимаются
лоббированием своих интересов.
Анализ деятельности депутатов ЖК КР по фракциям позволяет увидеть
существенное превосходство одной из групп. Так, во фракциях доминируют
следующие группы: «Ата-Журт» - госслужащие (54%), в «Республике» представители
бизнеса (48%), в «Ар-Намысе» госслужащие (48%), в СДПК представители бизнеса (42%).
Фракция «Ата-Мекен» выделяется большей разновидностью; доминирование наиболее
многочисленных групп (представители бизнеса и преподаватели – по 28%) выражено
не так существенно.
С точки зрения наличия во фракции политиков со стажем, имеющих опыт
парламентаризма, выделяются «Ата-Журт» (21%), СДПК (19%), и «Ата-Мекен» (17%),
где наиболее широко представлены депутаты парламента и местных кенешей прошлых
лет.
В целом, исходя из того, представителями каких секторов представлены
фракции, имеется большая вероятность, что фракции от «Ата-Журта» и «Ар-Намыса»
будут более чувствительны и активны в продвижении интересов госслужащих, а СДПК
и «Республика» - бизнесменов.
Насколько депутаты ЖК КР близки к народу (своим избирателям)
остается только исходить их фактов. Так, в 2013 году вновь планируется повышение
цен на газ (тарифы на газ устанавливает Департамент по регулированию
топливно-энергетического комплекса при Минэнерго (http://www.knews.kg/ru/econom/26249/).) и
электроэнергию (Министерство энергетики и промышленности предложило три варианта
повышения тарифов: до 1 сома, на 1 сом 65 тыйынов и на 2 сома 5 тыйынов (http://www.knews.kg/ru/econom/19233/).), в
Караколе – повышение цен на использование воды (http://vsvkyrg.kloop.kg/?p=8959), а в
Прииссыккулье до сих пор дороги в ухабах и нет троллейбусов.
В итоге, можно констатировать, насколько и кому можно доверять из
депутатов ЖК КР, если некоторые из них, перейдя порог здания парламента, забывая о жизненном
уровне своих избирателей, преследуют чисто свои интересы в развитии
собственного бизнеса.
В материале использовался отчет «Жогорку кенеш: вопросы эффективности и
прозрачности» Правозащитного Центра «Граждане против коррупции».
Комментариев нет:
Отправить комментарий