среда, 12 декабря 2012 г.

Золотые законы Киргизии




Законы республики должны издаваться парламентариями при доверии граждан. И законы не должны ущемлять права человека, ведь каждый такой документ стоит колоссальных денег. Проанализировать издание столь ценной бумажки решился Правозащитный Центр «Граждане против коррупции» в рамках проекта «Прозрачность доходов политических партий и политических лидеров при парламентской системе правления через гражданскую перспективу».


Как отмечается в отчете, освещенном на круглом столе в Бишкекском амфитеатре отеля «Достук» 10 декабря, на разработку и принятие того или иного закона тратится определенное количество бюджетных средств (работа аппарата, проведение обсуждений, рабочие дни сотрудников аппарата и пр.), что может служить критерием эффективности парламента республики.

Но и немаловажным критерием работы парламента должно быть выполнение контрольной функции, т.е. недостаточно принять качественный закон, необходимо контролировать его исполнение.

«Анализируя деятельность парламентов пяти созывов, приходится признать, что за всю 17-летнюю историю парламентаризма до сегодняшнего дня в республике не создан адекватный механизм оценки деятельности законодательной власти и лиц, ее осуществляющих», - отметила на встрече руководитель Правозащитного Центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова.

Анализируя проиндексированные расходы бюджета на Жогорку кенеш, можно отметить, что в целом, начиная с 2005 года расходы на содержание и обеспечение деятельности одного депутата выросли в 1,2 раза – с 2 621,5 тыс. сомов в 2005 году до 3 043,4 тыс. сомов в 2011-м.

Как было отмечено в отчете из интервью с экспертами, с количеством законов, принятых ЖК, вообще мрачная картина. В 2011 году произошел очень показательный эпизод, когда спикер объявил, что все могут идти по рабочим местам, так как на повестку дня не внесено ни одного законопроекта. Зачем тогда ЖК?

По мнению экспертов, до сих пор законы в Киргизии принимаются по принципу «смены обложки». То есть берется за основу какой-то российский закон или закон другой страны и заменяется название страны по всему тексту закона. Зачем тогда такие расходы на Жогорку кенеш? А если посчитать расходы на ЖК в расчете на один принятый закон, то получится, что сейчас у нас прямо золотые законы. Но – насколько они эффективны для народа?

«Мы в течение двух лет принимаем бесполезные законы», - заявил депутат от фракции «Ар-Намыс» Дастан Бекешев на пленарном заседании парламента во время обсуждения проекта редакционных поправок в Закон «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики».

Бекешев возмутился, почему парламент обсуждает «такие мелочи». «Все равно при принятии закона ни один депутат не читает его, кроме самого инициатора», - уверен нардеп.
Анализ средств, расходуемых на принятие одного постановления и закона парламента показывает, что начиная с первого созыва растет «себестоимость» каждого нормативно-правового акта, издаваемого депутатами.

Так, если на разработку и принятие одного постановления I созывом Жогорку кенеша тратилось 101,6 тыс. сомов, то депутаты V созыва выполняют эту работу в 5 раз дороже – 501,4 тыс. сомов. В то же время принятие одного закона за этот же период подорожало в 6,3 раза и достигло 3 046,3 тыс. сомов.

Вправе считать нынешние киргизские законы золотыми, хотя в республике очень много ранее принятых хороших грамотных законов для народа, которые не работают или просто забыты, не востребованы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий