ЭКОЛОГИЯ
г. Каракол
В
документах ООН устойчивое развитие определяется как сбалансированное во всех
отношениях развитие, улучшающее при этом качество человеческой жизни, не ставя
под угрозу возможностей будущих поколений.
В течение многих
поколений основой развития считалась экономическая деятельность. Однако
зависимость современного мира от окружающей природной среды безостановочно
растет и ведет к неустойчивости мира. Ни одна страна не является исключением.
Это общая проблема, с которой столкнутся будущие поколения, если не будут
найдены эффективные способы ее решения.
Экологические
проблемы, которые нам приходится уже сегодня решать, включают и изменение
климата, и загрязнение источников воды, и деградацию земель, и истощение всех
природных ресурсов, и глобальную проблему роста цен на энергию и природные
ресурсы. Особенно большая, почти нерешаемая, проблема накопления и переработки
ТБО (твердых бытовых отходов).
Воздействие
экологии на перечисленные факторы качества жизни пока плохо изучено, поэтому
наука и образование играет ключевую роль в понимании потенциала, который
заключает в себя переход к «зеленой» экономике, и подготовки молодого поколения
к жизни. Уже сейчас необходим тип мышления, позволяющий все аспекты развития
рассматривать в комплексе.
Сегодня мы имеем дело не столько с экологическим
кризисом, сколько с кризисом управления в области охраны окружающей среды. Развитие
международного экологического законодательства, внедрение
эколого-экономического подхода к управлению природными ресурсами, строительству
энергосберегающих зданий, внедрению безотходных технологий производства и
сельского хозяйства - эти и многие другие процессы свидетельствуют о
наступлении осмысления понятия «устойчивость развития».
В СССР, а затем в
Кыргызстане и других странах ближнего зарубежья с конца 80-х годов прошлого
столетия проводится государственная экологическая экспертиза и оценка
воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду. Базовой
основой в области экологической экспертизы является Закон Кыргызской Республики
«Об экологической экспертизе», принятый в 1999 году.
В законе определены
основные требования к обязательному проведению экологической экспертизы
объектов, независимо от местонахождения и ведомственной принадлежности и
обязательность финансирования начала строительства только после положительного
заключения экспертизы.
Однако многими
объектами начинается строительство без окончания выводов по Оценке Воздействия
на Окружающую Среду (ОВОС). Например, в городе Каракол с 2007 года выполняется
Кыргызско-Швейцарский проект «Строительство очистных сооружений и реабилитация
водопроводных сетей». Строительство проводилось не по готовому проекту, а так называемого в
строительстве «с листа», поэтому до настоящего времени нет в проекте и не решен
вопрос сброса отработанных вод после коагуляции.
В законе Кыргызской Республики «Об охране окружающей
среды» принятом в 1999 году в ст. 15 введена плата за загрязнение окружающей
среды и другие негативные воздействия на природу для всех субъектов, независимо
от форм собственности и ведомственной принадлежности. В Законе также уделено
большое внимание экологическому образованию и воспитанию населения: развитию
научных исследований в области охраны окружающей среды.
В 1999 году был принят закон Кыргызской Республики «О
биосферных территориях Кыргызской Республики» и в 2000 году Иссык-Кульская
область объявлена, в рамках программы «Человек и биосфера», ЮНЕСКО биосферной
территорией. Таким образом, человек и устойчивое развитие, являются одной из
основных составляющих подобных особоохраняемых территорий.
Есть такое выражение «один в поле не воин». Нельзя
решить все проблемы силами лишь медиков и природоохранников. Необходимо больше
внимания уделять молодежи, прививать им с детского возраста, любовь к природе, воспитывать
бережное отношение к своему здоровью. Наступило время не говорить, а делать,
начиная с себя, посильную помощь окружающей природе.
Образование в интересах устойчивого развития - это не
ограниченное направление образования в области охраны окружающей среды, а
главная цель - воспитание грамотного, ответственного человека, способного критически
мыслить, оценивать ситуацию и прогнозировать последствия своей деятельности на
окружающую среду, а значит на социальное развитие.
Людмила Ерёменко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий