вторник, 17 декабря 2013 г.

Загадочный Саймалы Таш

г. Каракол
Сергей ВЫСОЦКИЙ
В Кыргызстане, в стране величественных гор, стремительных рек, изумительнейших озёр, главным, из которых по праву считается Иссык-Куль, столь много загадок, что и жизни не хватит, что бы их все узнать, а постичь их и десятка жизней не хватит.
Чтобы узнать о некоторых из них, группа любителей экстремальных и экзотических путешествий отправляется на высокогорное плато Саймалы Таш, к уникальному природному, историческому и этнографическому памятнику культуры древних народов населявших эти благословенные края ещё с третьего тысячелетия до новой эры.

 Саймалы Таш - «рисованные камни», «узорчатые камни» так переводится с кыргызского языка название урочища у перевала Кёгарт на Ферганском хребте расположившееся на довольно труднодоступном и удалённом от цивилизации плато, площадью более десяти квадратных километров. Там, на высоте около трёх тысяч метров, на склонах хребта, на каменных осыпях и моренах находится удивительная по содержанию колоритная художественная галерея петроглифов.

 

Наскальные росписи Саймалы Таша были открыты в 1902 году военным топографом Н.Г. Хлудовым, который проинформировал о своей находке Ташкентский кружок любителей археологии и уже на следующий, 1903 год, за изучение наскальной живописи взялся член того кружка И.Г. Пославский, на уровне любителя природы, археологических древностей и экзотики. Более серьёзно заняться изучением помешала вначале русско-японская война, потом подзабылась эта находка, а тут первая мировая, революция, гражданская война, затем годы басмачества и снова война.

В 1946 году вспомнили о находке и уже на серьёзном, уровне изучением петроглифов Саймалы Таша занялась археолог, преподаватель истории Б.М. Зима. В 1950 году к ней подключился известный археолог из Ленинграда А.Н. Бернштам. В ходе работ им был сделан вывод: «Саймалы Таш» грандиозное святилище древних жителей Тянь Шаня. Период нанесения рисунков на камни, примерно 3, 5 тысячи лет.

На его северо-восточном склоне, это Саймалы Таш -1, было выявлено 91900 изображений древних людей, «солнечных» богов или «солнцеголовых», бытовых сцен, охоты, танцев, интимных отношений, сражений, козерогов, яков, барсов, волков, кабанов, слонов, оленей, змей и иных представителей фауны. На юго-западном склоне, Саймалы Таш - 2 – 15625 петроглифов. Общее число наскальных изображений 107525 петроглифов.

 На сегодняшний день это одна из самых крупных в мире каменных галерей петроглифов, в Центральной и Средней Азии самая крупная. Но главное отличие галереи Саймалы Таш, то, что её каменные картины самые рельефные, с чётким рисунком, а стало быть, и самой фотогеничной экспозицией петроглифов. Глубина линий петроглифов от 0,5 до 3 милиметров.
Конечно же, чтобы осмотреть все петроглифы, даже за несколько дней, практически невозможно, но охватить своим вниманием как можно большее их количество мы попытаемся.

 

На загарной стороне базальтовых камней сразу несколько сцен из жизни древних людей. Человек уже приручил собак и ходит с ними на охоту. Судя по длине рогов животное очень похоже на африканского орикса, но фактически, из местной породы буйволов и одно из первых, которых здесь приручил человек. В руках у охотника лук. За охотой пристально наблюдает, судя по одежде, человек из другого племени. Где то, недалеко от места охоты, в логове, волчица спряталась с волчёнком.

 

 Камни с петроглифами буквально на каждом шагу, редкий камень без рисунка. Сюжеты поражают разнообразием, насыщенностью и законченностью темы. Рисунки расположены хаотично, без какой либо системы и практически все посвящены повседневной жизни древних людей.

Мы пытались определить центр этой галереи под открытым небом, ведь если это древнее святилище, то так же как и в других местах должен быть алтарь или алтари, но увы, найти что либо похожее, нам не удалось. Оставалось довольствоваться тем, что видели глаза, которые разбегались в разные стороны, мы буквально ошалели от увиденного.

 

Забота о животных План сооружения….
 

 Воины. Боевая колесница
 
 Это петроглиф содержит весьма объёмную информацию. Здесь и жилище, и карта ущелья, и козероги, и непонятная решётка и крест.

 

 Охота на козерога с прирученными барсами.
 

 На почти правильном квадратном базальтовом камне, настоящая энциклопедия. Возможно, это было наглядное пособие для молодых охотников. Здесь был представлен тот ряд животных, которые, возможно, составляли основной рацион племени обитавшего в этих краях. Уже приручена лошадь. В правом нижнем углу картины охотник с луком на лошади. На рисунке охотник изображён стоящим на лошади, но это маловероятно, видимо, художник не знал, как его изобразить сидящим на лошади. На рисунках легко различимы яки, козероги, косуля, кабаны, муфлон, джейран и винторогий козёл.

  1212121212

Для Саймалы Таша, характерными обитателями были только некоторые животные, козерог, винторогий козёл, тянь шаньский баран (архар). Джейран и косуля предпочитают жить на меньшей высоте. Лето очень короткое. Травостой незначительный, запасов на зиму не сделаешь, снежный покров, судя по лавинам, значительный, значит зимовка здесь была практически невозможной, да и доступ сюда в летнее время весьма ограничен, чуть более месяца. Что же влекло сюда людей на протяжении нескольких тысяч лет? Или КТО заставлял людей каменного, бронзового и начала железного веков, из года в год подниматься на плато и в твёрдом базальте выбивать сцены из своей и чужой жизни?

 

Глядя на этот петроглиф, наверное, каждый представит идиллическую картину. Некто по имени Поющая свирель, сидит на камне, свернув ноги колечком, наигрывает на свирели. Два охотника только что завалившие козерога, на радостях пустились в пляс, но они не подозревают, что к ним подкрадываются сзади двое других жаждущих мяса, готовых пустить стрелы им в спину, с намерением забрать добычу. Так было всегда. Очень кушать хочется. Чуть поодаль от танцующих осёдланная лошадь и пара свирепого вида собак. На этом рисунке, как нам показалось, изображена серьёзная потасовка между мужчинами. Причём драку между двумя из них, пытается предотвратить женщина. Судя по головным уборам или причёскам, это были люди из разных родов.
 
Сколь трудной была жизнь у первобытных людей, свидетельствует следующая картина. Здесь тоже сошлись в сражении не на жизнь, а на смерть группа воинов-охотников. Используются в сражении не только луки и стрелы, но и внушительного размера бойцовские собаки. Возможно, здесь, яблоком, простите козлом раздора, стал лежащий между ними козерог. Есть в Саймалы Таше изображения на камнях, которые трудно объяснимы. Вот некоторые из них….

  17 53 25 24 свастики или бумеранг 16

 Свастика, лабиринт, двойной круг, разделенный пополам с точкой посередине… Нечто вроде отрубленной руки, но соединённой с изображением, которое мы условно назвали видом жилища. Аналогичный петроглиф был ранее найден в Орноке, за несколько сотен километров от Саймалы Таша, на Иссык-Куле.

  22 Орнок
Саймалы Таш - Орнок

  23 двойная спираль
Двойная спираль. Свастика или бумеранг?
 
 В некоторых литературных источниках, круг, точку, свастику и др. связывают с солнцем, то есть люди каменного века так изображали солнце, учёные утверждают, что племена жившие в этих краях, были солнцепоклонниками. Вполне вероятно. Но не слишком ли много вариантов изображения солнца? А если это не солнце, тогда, что означают выше показанные петроглифы? Правый нижний петроглиф смутно напоминает схему Аркаима…., а может это новый вид «солнцеголового»?
 
Картина знаковая, на ней огромный объём информации, более десятка тематических сцен.

 
На нижней картине, карта, жилище, охота

 

Этот земледелец пашет на верблюдах.

.

Охота на козерога с бумерангом.

 

 Бой оленя с волками. Жизнь или смерть? Этому петроглифу не менее трёх тысяч лет…. На следующем снимке, за петроглифом со слонами, на отдельном камне один в другом два круга. Внешний, разделён на семь почти равных сегментов, внутренний на четыре, два больших и два маленьких. Как этот рисунок связать с солнцем?

 

Мы находились на высоте почти 3500 тысячи метров и вдруг, удивительный сюжет, отчётливо видим выбитых на камне слонов… или мамонтов? Кости мамонтов в республике находили, правда, внизу, в долинах, а вот останков слонов не было. Здесь можно предположить только одно, некогда художник видел внизу, в долине, боевых слонов, и, вернувшись в горы, к соплеменникам, выбил на куске базальта гигантов из далёкой Индии.

То, что это боевые слоны сомнению не подлежит, слонов сопровождают всадники на лошадях, да и иных причин оказаться в те времена, в долинах нынешнего Кыргызстана, у них не могло быть. В чьих войсках были слоны? Кто тот завоеватель, который мог использовать слонов? Память подсказывает имя македонского царя, он был в этих краях в 329 году до новой эры. Здесь, два буйвола соеденены ярмом, зацеплен плуг, мирный труженик возделывает землю, на шее каждого из буйволов, маленькие человечки, видимо это дети землепашца.

 Эту идилическую картину художник мог видеть только внизу, в долине. Здесь, на плато, высота 3,5 тысячи метров, вокруг множество камней и очень мало земли, которая большую часть года находится под снегом, то есть ни малейших следов возделываемых полей. Зачем понадобилось художнику выбивать на камнях, то, что он мог видеть за десятки километров от плато Саймалы Таш? Перед кем он отчитывался виденной мирной картиной в долине? А может, землепашец пришёл на плато запечатлеть на камне то, чем он занимается в долине?

Видимо, тогда сосуществовали рядом племена охотников и собирателей, живших в горных ущельях, а там, внизу, в долине, жили другие племена стоящие по развитию на пару ступеней выше, так как они уже приручили лошадей, буйволов, использовали их для работы, получали молоко, мясо, выращивали сельхозкультуры и вполне могли обходится без охоты.

 За работой крестьян наблюдали охотники-собиратели, но не всегда эти наблюдения заканчивались миром. Земледельцы всегда вынуждены были быть при оружии, об этом свидетельствуют петроглифы. Глядя на эти картины, почему то, кажется, что земледельцам путешествия на плато были почти недоступны из-за враждебных горных жителей.

СОЛНЦЕГОЛОВЫЕ


«Божественная» загадка Саймалы Таша. Особое место в наскальной галерее Саймалы Таша принадлежит «солнцеголовым». Учёные утверждают, что это солнечные божества тех племён, что поклонялись солнцу…. Допустим, как возможный вариант с этим можно было бы согласится, если бы не некоторые НО! Вот эти «солнцеголовые» существа…

 

 «Солнцеголовый», изображённый на большом камне в Саймалы Таше, возможно, главный среди тех, кого учёные считают местными божествами.. У него единственного, из тех, что мы видели на петроглифах, чётко видны глаза и рот, две руки, две ноги и самый шикарный нимб вокруг головы, причём в нимбе девятнадцать лучей-отростков. Что с ним рядом выбито, непонятно, но сооружение явно не простое. Этот бог резко отличается от других… А может быть, это божество женского рода?

 

 Аналогичные существа выбиты на скалах в Тамгалы Таше в Казахстане, на Иссык-Куле в Орноке до которых сотни километров. Но ещё интереснее то, что петроглифы изображающие подобные существа, встречаются на наскальных рисунках Аризоны в США, в Бразилии, Мексике, Австралии и других местах….. И везде они тоже считаются божествами, спустившимися с небес!

 

 Здесь, «солнцеголовые» внимательно наблюдают за землепашцем…. . У этих «богов» по 12 лучей отростков.

 

 Многочисленное скопление «солнцеголовых», все они разные. То ли сами охотятся, то ли наблюдают за охотой. У одних вместо глаз, носа, рта, просто четырёх, шести или семиконечная звёздочка, у других нет и звёзд, только отростки, причём у большинства-12 отростков, у некоторых-14, а вот у главного целых 28. И всегда только чётное число. Значит, художники запечатлевшие «солнцеголовых», уже умели считать и разбирались в иерархии этих богов?

«Солнцеголовые» вели наблюдение за людьми во время охоты, сельхозработ, интимных отношений, празднеств. Отнести всё это за счёт фантазии художника или его религиозных убеждений, что боги присутствуют с ними при любых событиях? Маловероятно. Тогда бы на всех изображениях обязательно присутствовали бы «солнцеголовые».

 

 На одном из петроглифов выбита геометрическая фигура напоминающая силуэт космического корабля?, такого, к которому мы привыкли со времён полёта Гагарина. Этот силуэт опознает любой школьник. Иллюминатор, входной люк… Может это, изображение, имеет непосредственное отношение к «солнцеголовым»? А если это не космический корабль, то, что это за сооружение? Кто построил? Куда оно делось?

   

Так, кто они, «солнцеголовые», в действительности, были? «Солнцеголовый» слева, самый главный среди себе подобных. У него 28 отростков-лучей и в голове 12 лучевая звёздочка. Подобных ему не встречалось…. Здесь 18 лучей…. Сотворение нового божества? На этой картине, все танцуют, возможно, воздают почести вновь прибывшему божеству с 18 отростками на голове и новым знаком в её центре? Другие «солнцеголовые», рангом пониже, по прежнему, в роли наблюдателей или охранников?

 На тех петроглифах, которые мы осмотрели, лишь пару раз увидели не совсем понятные изображения женщин занимающихся работой, других особей женского пола, учавствующих в каких либо мероприятиях племени, увидеть не пришлось.

Здесь, на Саймалы Таше, женщины были представлены только в эротических и сексуальных сценах. Интересно, что и в сексуальных сценах, не обошлось без «солнцеголового», он только несколько видоизменён, но опознать легко, возможно он просто слегка возбудился при виде групповых утех…. Видимо, групповые сексуальные сцены связаны с фаллическим культом.

 Что характерно, мужчины с косами, а женщины были, скорее всего, лысыми или с короткими стрижками. На этих петроглифах изображены индивидуальные жилища людей того времени. На левом петроглифе сцена появления необычного человека, (обратите внимание на его руки), у жилища охотника, возможно, он пришёл за его женой. Оба демонстрируют своими позами угрозы.
В жилище женщина и ребёнок
 На этом петроглифе, охота необычных людей с короткими руками на козерогов. Геолог Мариковский В., всю жизнь проработавший в геологоразведке Казахстана, собирал сведения о снежном человеке и петроглифы с его изображением.. У него довольно большая коллекция петроглифов реликтового гоминоида. Написана книга. В Средней Азии, Китае, подобные существа называют «снежным» человеком. Другая загадка - спирали Саймалы Таша

  54

 Самая большая спираль Саймалы Таша.

 Аналогичная спираль в Индии выбита на многотонном мегалите. На Саймалы Таше нам встретились четыре вида спиралей выбитых на камнях. Сравнили самые сложные из них с теми, которые известны в других странах и разных континентах разделенных тысячами километров, их сходство поражало…. Что они означали? Что роднило их? Это новая загадка. 

Что влекло сюда людей на протяжении более чем трёх тысяч лет? Что заставляло их снова и снова долбить твёрдый базальт, оставляя после себя картины чаще всего нам непонятные? Будет ли когда нибудь разгадана эта загадка? Вопросов много, ответов чуть. Но появилось уверенное предположение, что люди несли на Саймалы Таш ИНФОРМАЦИЮ!!! Для кого?

Связано ли это с каким то религиозным культом? Есть ли что то подобное – картины из дальнего далёка, на других каменных картинах в других странах? Снова вопросы… Мы уходили с большим сожалением и огромным желанием вернуться на Саймалы Таш снова. Посмотреть успели не более двух тысяч петроглифов, это и на 0,5 процента от имеющихся, не потянет… … Фотографий, тысячи, но всё равно кажется мало и за ними так много информации…

  55

Нас провожали нежные альпийские ромашки, гордые эдельвейсы и жёлтые маки. Их век здесь короток, всего несколько недель и от этого они кажутся ещё прекраснее.

© Источник:
http://nemnogookg.blogspot.com/2013/12/blog-post_17.html
http://vsvkyrg.kloop.kg/?p=10033#more-10033


Автор В. Федько 
© При перепечатке просьба ссылаться на источник, согласовав с автором. Без права опубликования в газетах «ТВ-время», «Караколка» и информационных агентствах, занимающихся плагиатом.
По интересующим вопросам обращаться по адресам: 
Федько Виктор Николаевич Тел.: +996779231619 e-mail: fedko.viktor@mail.ru
Высоцкий Сергей Владимирович Тел.: +996555734754 e-mail: vsvkg@mail.ru vsvkyrg@gmail.com

2 комментария:

  1. Здравствуйте, очень ваша статья! Можно ли узнать когда вы проводили экспедицию? Очень нужно для написания статьи. Заранее благодарю.

    ОтветитьУдалить
  2. *очень понравилась

    ОтветитьУдалить