вторник, 3 января 2012 г.

Кража невесты не традиция, это – преступление!

ОБЩЕСТВО

г. Каракол
Сергей Высоцкий


«Кража невесты не традиция, это – преступление!» - всё больше и чаще провозглашают защитники прав человека в Кыргызстане.

По сообщению информагентств, власти Кыргызстана решили бороться с кражей невест и к Международному дню защиты прав человека с 10 ноября 2011 года объявили месячник, посвященный проблеме похищения девушек на выданье в стране с целью развенчать миф о том, что кража невест является национальной традицией.

Правозащитники полагают, что проблема кражи невест является одной из самых серьезных в нарушении прав человека, при этом посягающая на честь и достоинство девушки.

Пришло время по-другому взглянуть на этот «обычай» - со стороны уголовного наказания. Омбудсмен Кыргызстана обладает данными, которые указывают на то, что в стране каждый год похищается до 15-16 тысяч девушек, чтобы принудительно выдать замуж. Властями Кыргызстана был даже принят закон, предусматривающий уголовную ответственность за такое деяние (статьи 123, 129, 131, 132, 154, 155 Уголовного Кодекса Кыргызской Республики).

Практикуемое в кыргызском народе похищение невесты (кыргыз. ала качуу - Ala kachuu) может применяться к различным действиям, начиная от тайного бегства суженных из дома невесты до похищения ее без ее согласия, а иногда и против ее воли, хотя степень этих действий подвергается критике. По некоторым данным в настоящее время, по крайней мере, треть невест были похищены против их воли.

Одним из заблуждений, что «Девушка к своему счастью идет через слезы» традиционно принято считать, что начало брака для девушки драматично при любых обстоятельствах, что именно так - через слезы и боль пролегает дорога к счастью девушки.

В семьях, созданных насильственным путем, насилие укореняется на протяжении всей жизни. Семьи, где женщина была насильственно украдена, характеризуются социально-психологической напряженностью, частыми скандалами, неуважением, грубым отношением супругов друг к другу.

Украв девушку, мужчина показывает, что воспринимает ее не как личность, а как товар. Никто не может гарантировать, что в семьях, созданных таким путем, девушка не будет подвергаться насилию и будет счастлива.

Исследуя другое заблуждение, что «Девушки и ее близкие сами заинтересованы в том, чтобы было совершено похищение», под руководством профессора Рассела Кляйнбаха совместно с Институтом «Кыз Коргон» установлено, что 96% матерей и 98% отцов девушек не желают своим дочерям быть украденными без согласия.

В 1999 году во время исследования 87% опрошенных девушек, а после пяти лет (в 2004 году) во время опроса 90% девушек не желали вступать в насильственно принужденный брак.

Исследование «Ала качуу в кыргызском селе» другого народного заблуждения – «Похитить девушку - значит совершить доблестный поступок, достойный мужчины» свидетельствует, что причиной кражи невест в 29% случаев стало то, что мужчина боялся отказа девушки, в 7% случаев боялся отказа в предложении замужества со стороны родителей девушки, а в 12% мужчина реально получал отказ девушки от брачного предложения.

Следует обратить особое внимание на то, что сильный, уверенный в себе и достойный мужчина не побоится завоевать любовь и согласие девушки на брак без насилия.

Еще одно заблуждение – «Похищение невест - это древний обычай кыргызов», хотя в эпосе Манас и в других сказаниях нигде не описывается насильственная кража невесты.

В Исламе запрещается заключение брачного союза без согласия девушки. По законам Шариата насильственно принужденный союз считается недействительным.

Кража невест противоречит национальным традициям кыргызов. В национальной традиции заключение брачного союза (нике) происходит только по согласию девушки. Исследования установили увеличение почти в 2 раза случаев похищения невест за последние 40-50 лет.

Исследования института опровергли и очередное заблуждение - Стерпится - слюбится или «Таш тушкон жеринде оор» фактами: в 8 % случаях девушки отвергли насильственный брак и ушли после похищения из дома жениха, еще в 6 % случаев брак вскоре распадался. Мужчина, похитивший девушку, рискует не быть прощенным никогда и не узнать полноты любви в браке.

Если близкие настаивают на похищении невесты, мотивируя это таким мифом, значит, они не верят в способность мужчины добиться согласия и любви девушки. В случаях, когда похищенная девушка все же не соглашается на брак, это еще более понижает оценку и статус мужчины, превращает его в объект насмешек.

Процесс похищения невесты иногда включает в себя изнасилование. Даже если секса не было, девственность девушки, оказавшейся в доме мужчины и удерживаемой там хотя бы в течение всего лишь одной ночи, уже навсегда будет поставлена под сомнение. С запятнанной честью у нее будет мало шансов выйти замуж в будущем, и дальнейший отказ девушки выйти замуж за парня остается позором на всем ее семейном клане. Таким образом, после одной ночи удерживания, девушка вынуждена в культурном плане выйти замуж за похитителя. Такая безмерная стигматизация привязывается к отказу выйти замуж после похищения до такой степени, что похищенная женщина обычно чувствует, что у нее нет другого выбора, как согласиться, и те, кто отказываются, даже совершают самоубийство после похищения.

Народное поверье «Если девушку похитили, то уйти означает позор для всей семьи» также можно отнести к заблуждению. Только сама девушка имеет право распоряжаться своей судьбой, и никто другой не вправе посягать на ее свободу.

Девушка, не согласившаяся с похищением, выбравшая свое достоинство и свободу, не одинока – у нее есть возможность защитить свои нрава и интересы!

Хотя практика воровства невест является незаконной, похитители молодых девушек редко бывают наказаны. Неохотное исполнение наказания по статье Уголовного кодекса вызвано отчасти плюралистическим законодательством Кыргызстана, где села де факто управляются советами старейшин и судами аксакалов посредством обычного права, вдали от глаз государственного легального правосудия. Суды аксакалов, выполняющие задачу по разрешению семейных споров по вопросам имущества и гражданским правонарушениям, зачастую не воспринимают серьезно проблему похищений невест.

Миф о том, что умыкание невест является национальным обычаем, должен быть развенчан, так как в последнее время такие случаи стали входить почти в норму. Именно поэтому данная проблема требует пристального внимания со стороны правоохранительных органов и ряда правозащитных организаций.

«Насильственное принуждение девушки к вступлению в брак - это преступление. Акт насильственного похищения невесты - есть нарушение законодательства КР», - заявляет председатель Общественного Объединения Центра гражданских инициатив (ОО ЦГИ) «Лидер» Банур Абдиева.

18 мая 2011 года в городе Караколе Иссык-Кульской области Кыргызстана члены Альянса Женской Законодательной Инициативы региона, совместно с членами сети «Женщины могут всё!» вышли на общественную акцию с лозунгом под названием «Весна без них» с целью привлечения общественного внимания к проблеме суицида среди девушек-невест, «украденных» по якобы старинным кыргызским обычаям.

Собравшиеся на университетской площади Каракола горожане во время проводимой акции почтили память украденных студенток, покончивших жизнь самоубийством, держа в руках символ акции – весенние цветы.

«В этот день многие каракольцы подписались под письмом-обращением с протестной позицией против подобной практики воровства невест в нашем обществе, которое было перенаправлено властям», - говорит Банур Абдиева.

Заместитель министра внутренних дел КР Жениш Жакыпов в свою очередь отметил, что это дико, чтобы на стадии развития Кыргызстана подобные события имели место и допущенную дискриминацию можно устранить только всем обществом, так как это делается не без попустительства должностных лиц, которых необходимо поставить на свое место.

Для активизации борьбы с насилием, в конце 2011 года в Иссык-Кульской области вступил в действие проект «Территория без насилия».

Ссылка на новость:
http://vsvkyrg.kloop.kg/?p=6726
http://nemnogookg.blogspot.com/2012/01/blog-post_03.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий