ЭКОЛОГИЯ
Сергей Высоцкий
Единственно приоритетным путем для решения проблемы изменения климата можно считать совместные действия международного сообщества по ограничению антропогенного воздействия на климатическую систему, сообщает представитель ОО «Ресурсный Центр для пожилых» Бегайым Будайчиева.
«Однако одних этих мер недостаточно, - заявляет она. - Последствия изменения климата ощущаются уже сейчас, следовательно, уже сейчас надо пытаться приспособиться и минимизировать их негативные воздействия, организовывать мероприятия по адаптации к меняющимся условиям».
***
Согласно материалов «Всемирного фонда дикой природы» WWF и Климатической сети CAN (Climate Action Network), существует целый ряд определений термина «адаптация к изменению климата».
В принятой терминологии Межправительственной группы экспертов по изменению климата термин «адаптация» считается «приспособлением естественных или антропогенных систем в ответ на фактическое или ожидаемое воздействие климата или его последствия, которое позволяет уменьшить вред или использовать благоприятные возможности».
То есть меры по адаптации могут быть направлены как на снижение климатических рисков, так и на извлечение потенциальных выгод от изменения климата.
Примерами таких действий являются:
- более экономное использование дефицитных водных ресурсов,
- адаптация существующих строительных норм с расчетом на устойчивость зданий к воздействию будущих климатических условий и экстремальных погодных явлений,
- строительство защитных стенок от наводнений,
- повышение уровня дамб для защиты от растущего уровня морей,
- создание засухоустойчивых культур,
- отбор лесных видов и методов ведения лесного хозяйства, менее уязвимых к ураганам и пожарам,
- обустройство территорий и коридоров, помогающих миграции видов.
Заблаговременные действия могут принести заметную экономическую выгоду и свести к минимуму угрозы в отношении экосистем, здоровья человека, экономического развития, собственности и инфраструктуры. Подсчеты затрат на выработку адаптационных мер по предотвращению негативных последствий повышения уровня моря, паводков, а также переход на использование более устойчивых альтернативных источников энергии подтверждают, что выгода от принятия разумных решений может быть весьма существенной. В то же время, как отмечается в докладе МГЭИК, сопутствующие выгоды мер по сокращению выбросов парниковых газов могут компенсировать значительную долю затрат на предотвращение изменений климата и адаптации к ним.
***
Национальные программы действий по адаптации (NAPA)
Группа 77 и Китай представила предложения по адаптационным планам, где говорится, что подход на базе NAPA должен применяться ко всем развивающимся странам. Должен быть образован Адаптационный фонд Конвенции, куда все страны должны предоставить финансовые ресурсы.
Средства будут расходоваться на следующие виды деятельности:
- Подготовка NAPA;
- Интеграция адаптационных действий в планирование на национальном уровне и в рамках отдельных секторов экономики;
- Улучшение качества оценки уязвимости и нужд адаптации, включая оценку стоимости адаптации;
- Реализация срочных адаптационных мер;
- Реализация адаптационных проектов и программ;
- Деятельность по управлению рисками и стратегии снижения рисков;
- Деятельность по повышению потенциала сопротивляемости с помощью мер по экономической диверсификации;
- Обмен информацией и содействие обучению, ознакомление общественности с проблемой изменения климата;
- Повышение потенциала, включая потенциал для принятия институциональных решений для превентивных действий, для планирования, для готовности к катастрофическим стихийным бедствиям;
- Обеспечение доступа к адаптационным технологиям, разработка технологий и развитие технологического потенциала.
Также предлагается создать Систему региональных адаптационных центров (Regional Adaptation Network Centers) в Азии, Африке, Тихоокеанском регионе и Южной Америке для повышения потенциала и обмена знаниями. Для руководства данной деятельностью предлагается создать Адаптационный комитет Конвенции.
Подход на основе NAPA поддерживается в предложениях многих стран, прежде всего, развивающихся. Малые островные государства и наименее развитые страны обращают внимание на свои приоритетные нужды (сейчас именно для них имеются фонды Конвенции, которые впрочем, страдают от недостатка финансирования). Аргентина, Чили, Уругвай подчеркивают, что национальные программы по адаптации должны поддерживаться через фонды РКИК ООН для всех развивающихся стран (а не только наименее развитых). С точки зрения стран СНГ, вероятно существенно, что многие страны отмечают, что разработка планов NAPA требуется от всех развивающихся стран, что должно позволить оценить и выделить приоритеты адаптационных мер.
***
Планирование финансирования для адаптационного фонда
Сейчас общая помощь на все нужды развивающихся стран в целом составляет около 0,3% от общего ВВП развитых стран. Группа наименее развитых стран предлагает увеличить помощь более чем в 3 раза, до 1% ВВП.
Поиском ответа на вопрос «где взять деньги?» по поручению генсека ООН Пан Ги Муна (Ban Ki-Moon) занималась специальная комиссия, куда, в частности, вошли миллиардер Джордж Сорос и премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg). В начале ноября комиссия представила свой доклад, в котором назвала задачу сбора 100 миллиардов долларов ежегодно «сложной, но выполнимой». В качестве возможных инструментов ее решения комиссия назвала, в частности, налог на финансовые операции и аукционы квот на выбросы парниковых газов.
Представляет большой интерес предложение Норвегии о проведении аукционов по продаже квот на выбросы, где покупателями бы явились потребители международного бункерного топлива, а средства бы шли на адаптационные меры в развивающихся странах. По имеющимся оценкам, речь идет примерно о 14 млрд. долл. в год. Кроме этого, активно привлекается частный капитал. В середине ноября группа из 259 инвесторов, в совокупности управляющие активами на 15 триллионов долларов, подписала обращение о важности активизации борьбы с изменением климата, где было указано, что промедление в этом вопросе грозит экономическими потрясениями, сопоставимыми с мировым финансовым кризисом.
***
Основные моменты позиции Климатической сети CAN на COP 16 по вопросам адаптации:
- Богатые страны должны признать потери и ущербы и предпринять срочные меры;
- Необходимо создать новые финансирования деятельности по адаптации – но не в форме кредитов;
- Все страны уязвимы - конкуренция за уязвимости препятствует прогрессу в переговорах;
- Необходимо создать Адаптационный Комитет, который должен дополнять существующие институты;
- Правительства стран должны интегрировать вопросы адаптации во всех министерствах в координации с гражданским обществом и местными органами власти, рассматривая вопросы водоснабжения, сельского хозяйства и окружающей среды.
В развивающихся странах уязвимые люди теряют жизнь, дома и средства к существованию. Сокращение выбросов и деятельности по адаптации недостаточно, чтобы предотвратить последствия.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий